7 ноября – день русской скорби
Мы говорим, что ходим по кладбищу, что и немудрено после пережитого нашим народом в XX веке. ГУЛАГ – это даже не Освенцим. У нас этих концлагерей было огромное множество не только до Второй мировой войны, но и во время, и после неё. Кроме этого, по всей стране, в каждом областном и даже районном центре людей убивали десятками тысяч и ещё большее число ссылали.
Да, поверивших в советскую идеологию было немало в Советском Союзе. Россия осталась только в ГУЛАГе – в других местах её уже почти не было. Сейчас изданы дневники замечательного писателя Михаила Пришвина, которые он вёл с 1905-го по 1953 год. Пришвин хотел жить в России, поэтому ездил в командировку в ГУЛАГ. Больше он нигде Россию найти не мог.
Сейчас официальная политика такова: давайте примиряться, давайте наконец завершим гражданскую войну, которая началась 100 лет назад и не закончилась. Власть хочет её закончить, она предлагает такой концепт: давайте просто примиримся и не будем вспоминать прошлое. Но эта забывчивость как-то против совести. Давайте примиримся – кто с этим поспорит? Но давайте друг у друга попросим прощения, потому что после гражданской войны и массовых убийств невиновных людей не может быть. И без признания вины и покаяния примирение не может состояться, нужно открыто сказать о том, кто что делал. Это совсем не значит, что надо кого-то отдавать под суд, как требуют в Европе, когда речь идёт о людях, совершивших тяжкие преступления против человека и народа много лет назад. В российских архивах есть документы, свидетельствующие о таких злодеяниях, но их держат закрытыми, дожидаясь, чтобы умерли последние преступники, которые ещё ходят по земле. Их немного осталось, но они ещё есть. Мы в Преображенском братстве против того, чтобы отдавать под суд, судить. Но мы за правду. Иначе всё скоро может повториться – у нас или не у нас, это уже не так важно. То, что произошло в России, потом радикальным образом повлияло на человеческую историю. Не было бы 1917 года в России, не было бы и Второй мировой войны. Мы хорошо знаем, как это связано, хотя эта связь до сих пор многими плохо осознана.
У нас никто не знает истории своей семьи, потому что за такие рассказы в советское время любой мог поплатиться жизнью – и люди на протяжении трех поколений молчали. Никто не говорил, что у него кто-то из родственников был священник, дворянин или промышленник. Почти не сохранились семейные архивы. Люди уничтожали их сами, потому что достаточно было одной фотографии, письма, слова, чтобы лишиться свободы или жизни.
В связи со столетием революции 1917 года мы объявили Акцию национального покаяния по всей стране, для всех народов, для всех людей, причастных к советской системе, потому что все согрешили и у всех есть нужда в покаянии. Надо увидеть, где мы впитали в себя наследие коммунистического времени и являемся носителями этого духа до сих пор, даже если совсем этого не хотим. Мы разработали программу общенационального покаяния, начали её осуществлять, а затем добавили к ней ещё и программу возрождения. Потому что нельзя только каяться, но нужно думать и о возрождении. Это вдохновляет очень многих людей в самых разных частях нашей страны. Мне кажется, что христиане должны в этом обязательно участвовать, и не просто участвовать, а быть ведущей силой, но для этого мы должны стать творческими живыми людьми. И тут мы видим, как явно нам помогает Бог!