ЧИРИКОВ, АНИСИМОВ И ГРАБАРЬ: ДЕЛО О РЕСТАВРАЦИИ
Мало кто из людей, видевших красоту древних икон, задумывается над тем, чего это стоило и кому: какой титанический труд проделан реставраторами, прежде чем из глубины веков на нас взглянули образы и лики.
"... Создание Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в июне 1918 года совпало с началом Гражданской войны. Сам факт существования такой комиссии в стране, раздираемой враждой и ненавистью, был чудом, а работа искусствоведов и реставраторов — научным и человеческим подвигом. Большевики видели в ней орудие наступления на Церковь, а Церковь — средство спасения религиозных святынь от революционного террора и вандализма.
Лето и осень искусствовед Александр Иванович Анисимов (расстрелян в 1937 г.) вместе с коллегами провёл в храмах Москвы и Владимирской области, а затем в Кирилло-Белозерском монастыре.
Доступ к святыням открывала грамота Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Завершали её слова: «Желая успеха этому полезному для Святой Церкви начинанию, призываю благословение Божие на тружеников науки»...
От того, какие ценности удалось спасти из пламени Гражданской войны «фанатикам» из комиссии, захватывает дух. Это оставшиеся наперечёт домонгольские иконы, включая образ Димитрия Солунского, почти все произведения, которые сейчас приписываются Андрею Рублёву, в том числе знаменитая «Троица», потрясающие фрески Новгорода, Владимира, Пскова. Но главной заслугой комиссии навсегда осталось раскрытие и реставрация Владимирской иконы Богоматери.
Анисимов и его коллеги видели в этом деле нечто большее, чем научное исследование. Они искренне считали, что красота древнего образа, явленная России, способна образумить погрязших в братоубийстве соотечественников. И искусствоведы Анисимов и Грабарь, несмотря на их огромные знания, и реставратор Григорий Чириков, потомственный «иконник»-старообрядец, посвящённый в секреты древнего мастерства, — все они испытывали перед Владимирской иконой священный трепет. Ведь им предстояло прикоснуться к единственному произведению во всём мировом искусстве, которое на протяжении восьми веков находилось в центре жизни целого народа и олицетворяло переломные вехи в его истории. А кроме того, им предстояла встреча с уникальным шедевром византийской иконописи, ставшим камертоном для всей русской культуры. Но уцелело ли хоть что-нибудь от подлинной, древней живописи? В тот первый миг, когда с иконы был снят оклад, никто этого не знал.
В 1929 году было решено отправить в Европу большую выставку икон. Это было отличным пропагандистским прикрытием: смотрите, как у нас реставрируют и хранят шедевры древнерусского искусства! Присутствовал и деловой интерес: если иконы понравятся Европе, потом их можно будет выгодно продать. Комиссаром выставки большевики назначили Игоря Грабаря. Однако организовать её в одиночку без лучшего знатока икон Анисимова он не мог. Друзья просили Анисимова не помогать Грабарю: они опасались, что, несмотря на все гарантии властей, иконы будут проданы за рубеж, на что Анисимов отвечал: выставка откроет миру глаза на русскую икону и даст возможность русским эмигрантам-изгнанникам увидеть духовные сокровища отнятой у них Родины. Выставка имела огромный успех: собирала толпы восторженных зрителей в музеях Германии, Австрии и Англии, а затем отправилась и в Америку.
Но о заокеанском триумфе русских икон Анисимов уже не узнал. Шестого октября 1930 года его арестовывают в третий и последний раз. Один из главных пунктов обвинения — публикация в Праге исследования о «Владимирской Богоматери»... Из последнего следственного дела Анисимова, заведённого уже в лагере летом 1937 года: «Настроен резко антисоветски. В разговорах открыто выражает своё недовольство политикой советской власти. Пользуется громадным авторитетом среди окружающих его заключённых... Тройка НКВД Карельской АССР постановила: Анисимова Александра Ивановича расстрелять. 2 сентября 1937 года в 23 часа 30 минут приговор был приведён в исполнение»...
Арест Анисимова стал началом разгрома Центральных реставрационных мастерских: почти все ведущие сотрудники оказались на Лубянке. Следователи изобрели даже специальный термин — «анисимовщина» — для определения «контрреволюции на реставрационном фронте». Одним из первых, за кем пришли чекисты, был великий русский реставратор Григорий Чириков, раскрывший Владимирскую икону Богоматери. Дружба с Анисимовым предрешила его судьбу. Из тюрьмы он вышел смертельно больным человеком и вскоре умер. В январе 1934 года, когда арестовывать стало уже некого, Центральные реставрационные мастерские закрыли. Вместе с другими шедеврами древнерусской живописи Владимирская икона Богоматери была передана в Государственную Третьяковскую галерею.
* * *
Сейчас главная икона России, продолжая оставаться музейным экспонатом, доступна для всех верующих. Искусствоведы и служители Церкви смогли найти решение, устроившее обе стороны. Владимирская перенесена в храм Николы в Толмачах, расположенный на территории Третьяковки, куда можно попасть прямо из залов музея."
Фрагменты из книги Григория Козлова «Покушение на искусство»
+++